Как поменять тормозную жидкость?

бачок тормозной жидкости

Среди рабочих агрегатов современного легкового автомобиля тормозная система является одним из важнейших элементов, напрямую обеспечивающих безопасность транспортного средства. От ее работоспособности и технического состояния отдельных составных частей этой системы зависят здоровье и жизнь людей, находящихся в салоне. Владелец машины должен постоянно контролировать исправность основных деталей, помня, что через определенное (бачек тормозной жидкости)время нужна замена тормозной жидкости на его автомобиле.

Конструкция тормозной системы

Основная ТС на легковой машине включает в себя:
  • педаль управления тормозом;
  • вакуумный насос;
  • главный тормозной цилиндр;
  • бачок ГТЦ (главного тормозного цилиндра);
  • трубопроводы;
  • тормозные механизмы всех колес.
Основные элементы системы можно разделить на:
  • исполнительные — это рабочие тормозные цилиндры, диски тормозов, барабаны и тормозные колодки;
  • привод ТС, который на легковых машинах часто бывает гидравлическим, то есть рабочим телом в нем является специальная жидкость.
Два контура гидропривода — это надежность ТС. Они не зависят друг от друга. Один связывает правое, находящееся впереди колесо и левое, размещенное сзади. Второй — левое впереди и правое сзади машины. Когда отказывает какой-нибудь из них, другой продолжает работать, хоть и не так эффективно. схема тормозной системы

Особенности применения тормозной жидкости

Без специального химического раствора никакой гидропривод работать не будет. Плохо будет он работать и при ненадлежащем качестве этой субстанции. Поэтому надо, чтобы водитель знал, какая гидрожидкость заливается в тормозную систему на его автомобиле. Жидкость для ТС подразделяется по классам, и в зависимости от основы, на которой она сделана, определяется периодичность замены тормозной жидкости. Проверить это достаточно просто. Надо заглянуть в резервуар ГТЦ и посмотреть на цвет залитой жидкости. Если цвет коричневый или желтый, то основой является гликоль. Для владельца машины это означает, что менять ТЖ придется достаточно часто. Как правило, ее меняют через один, два года, смотря сколько километров и по какой дороге за это время на автомобиле проезжает водитель. По километражу специалисты рекомендуют ориентироваться на цифру 60000 километров пробега. Когда в резервуаре оказывается гидрожидкость красного цвета, то ее основой является силикон. В таком случае замена тормозной жидкости происходит через пять лет. От малоопытных водителей часто можно услышать вопрос — зачем менять тормозную жидкость? ТЖ, как и другие химические вещества, с течением времени теряет свои свойства, а это ухудшает ее рабочие качества и может привести к ДТП. Когда тормоза работают достаточно часто, например, на плохой дороге или при скоростной езде с препятствиями, температура в системе тормозов повышается до 150 градусов и выше. Эти часто повторяющиеся температурные перепады приводят к потере нужных свойств у тормозной жидкости. Визуально это можно определить по потере цвета залитой жидкости. Она теряет яркость и становится блеклой. Кроме этого, ТЖ хорошо впитывает влагу. А при потере герметичности тормозной системы происходит насыщение жидкости кислородом. Все это также сказывается на ее рабочих качествах. Проверить ее состояние можно, используя предназначенный для этого тестер. Этот прибор определяет температуру кипения ТЖ. проверка тормозной жидкости прибором Нормальным считается, если он показывает выше 175 градусов. При показаниях — 165-175 градусов, надо смотреть, сколько времени «работает» эта жидкость. Если больше года — то требуется ее замена.
Если показатели меньше 165 градусов, то вопрос — нужно ли менять тормозную жидкость, не стоит. Нужна срочная замена.

Порядок работы при замене ТЖ

Когда владелец машины решает, что нужна замена тормозной жидкости, ему надо к этому процессу серьезно подготовиться. В первую очередь хозяину машины надо уточнить какого класса гидрожидкость залита в его автомобиле.
Заливать в резервуар гидрожидкости разного класса ни в коем случае нельзя. Это приведет к выходу из строя всей ТС, причем сразу в обоих контурах.
Затем водителю требуется выяснить сколько жидкости нужно для того, чтобы выполнить ее замену по полной программе, а также какое количество бутылок с необходимой ТЖ надо приобрести в автомагазине. Сделать это лучше самому, чтобы быть уверенным в качестве этого важного элемента системы тормозов. Следующим этапом, надо определиться — как поменять тормозную жидкость.
  1. Самый простой способ — это обратиться в сервисный центр или СТО. Во всех серьезных специализированных организациях по техобслуживанию имеются специальные установки для замены ТЖ. Через пятнадцать минут машину можно забирать. Кроме того, специалисты в этих центрах точно знают сколько и какого качества жидкость должна быть залита в конкретном автомобиле. До того как приступать к работе, они могут проверить, а стоит ли именно сейчас производить эту замену.
установка для замены тормозной жидкости
  1. Если нет возможности обратиться к специалистам или нет нужных средств, возможна замена тормозной жидкости своими руками. В таком случае деньги будут потрачены только при покупке гидрожидкости для тормозов. Однако, сколько времени эта работа займет, будет зависеть от квалификации автовладельца и наличия оборудованного места для ремонта, а также имеющегося инструмента. По опыту, в среднем, через один-два часа работа может быть закончена. Тем не менее количество потраченных часов на такую работу не должно расстраивать водителя. Приобретенный опыт может оказаться полезным, в случае поломки в ТС на трассе. Надо также иметь в виду, что при самостоятельной работе по замене ТЖ нужен помощник, который бы давил на педаль тормоза.
Замена тормозной жидкости возможна как с прокачкой тормозов, так и без прокачки. Действия при замене ТЖ без прокачивания тормозов:
  • проверить, сколько гидрожидкости есть в резервуаре ГТЦ и открыть на нем крышку;
проверяем уровень жидкости в бачке
  • замена ТЖ начинается с тормоза заднего колеса, находящегося с правой стороны. Для начала работы колесо надо снять. Ключом на 10 ослабить штуцер на суппорте, предварительно натянув на него трубку от капельницы и опустив один ее конец в емкость.
слив тормозной жидкости через штуцер Часто надавливая на педаль управления тормозом, слить из резервуара триста грамм гидрожидкости, затянуть штуцер. Во время этого процесса надо контролировать, сколько ТЖ остается в резервуаре. Когда уровень приближается ко дну резервуара, требуется доливать гидрожидкость. Опять открутить штуцер и слить еще 200 грамм ТЖ, контролируя ее уровень в резервуаре. Затянуть штуцер и снять трубочку:
  • подобную операцию проделать на остальных колесах, соблюдая очередность — правое сзади — левое впереди, левое сзади — правое впереди.

Порядок замены ТЖ с прокачкой тормозов

Прокачка при замене ТЖ нужна, чтобы не допустить образования в системе воздушных пробок. Для работы надо подготовить нужный инструмент и инвентарь. Поднять колеса на домкрате. Далее нужно снять колеса чтобы получить свободный доступ к тормозным механизмам. Затем порядок действий следующий:
  • открыть крышку резервуара ГТЦ;
открываем крышку бачка тж
  • регулятор давления в системе задних ТМ надо отключить, чтобы это сделать — засунуть плоскую отвертку между пластиной и поршнем (после прокачки надо эту отвертку вытащить);
отключаем регулятор давления отверткой
  • снять защитный колпачок с клапана управляющего выпуском воздуха, который находится на тормозном механизме колеса;
снимаем колпачок со штуцера
  • одну сторону трубочки одеть на штуцер этого клапана, а вторую поместить в емкость;
одеваем трубку на штуцер
  • помогающий резко давит на педаль управления тормозом, делает это пять раз, соблюдая интервал в одну секунду, после того как сделан последний качок, требуется оставить педаль нажатой до упора;
прокачиваем педалью тормоза
  • на полоборота открывается кран выпуска воздуха и раствор стекает по трубочке в емкость, пузырьки в жидкости говорят о том, что в системе есть воздух;
приоткрываем кран штуцера
  • по мере вытекания старого раствора ТЖ педаль управления тормозом опускается и доходит до упора, при этом надо контролировать состояние ТЖ в бачке, если она доходит до дна, нужно добавлять жидкость в резервуар;
заливаем тормозную жидкость
  • завернуть клапан;
  • эти действия повторяются, пока не потечет чистая ТЖ, без воздушных пузырьков;
  • после правого заднего колеса прокачивается левое переднее, а затем второй контур;
  • долить ТЖ в резервуар ГТЦ до нужной отметки и закрыть крышку;
  • нажимая на педаль тормоза, проверить качество работы тормозов.
Тормоза прокачиваются, чтобы выдавить из тормозной системы воздух. Процедура эта делается не только при смене гидрожидкости, но и при замене каких-то деталей ТС, а также в других случаях, когда воздушные пробки образовались или могли образоваться в системе. При замене ТЖ без прокачки главное внимание уделяется замене объема жидкости таким образом, чтобы максимально убрать старую смесь из ТС. Процесс прокачки тормозов с целью удаления воздуха занимает больше времени. Процедура с нажатием педали и выпуском смеси с пузырьками может повторяться неоднократно. При этом расход новой ТЖ, как правило, больше чем в первом случае. Смотрите видео по теме: